Даже не пытайтесь умереть, не услышав вечность: “A Love Supreme” Джона Колтрейна 9 декабря 1964 года на студии Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси был записан один из самых известных и важных альбомов в истории джаза – “A Love Supreme” («Высшая, вселенская любовь») Джона Колтрейна, изданный в феврале следующего года лейблом “Impulse! Records” и сразу же вызвавший безоговорочное восхищение и у критиков, и у музыкантов разных жанров, и у публики. Впоследствии он был включен во всевозможные списки и коллекции «самых-самых» записей мира и до сих пор считается одной из лучших работ Колтрейна, в которой максимально гармонично и полно соединились самые оригинальные и выразительные составляющие его творчества на момент создания альбома: чуткость раннего хард-бопового стиля, модальные инновации и духовные искания настоящего и новые идеи, уже приоткрывавшие двери к фри-джазовым экспериментам последних остававшихся музыканту лет. И конечно же, “A Love Supreme” стал одним из лучших альбомов, созданных классическим квартетом Колтрейна с пианистом Маккоем Тайнером, барабанщиком Элвином Джонсом и контрабасистом Джимми Гаррисоном. Критик Сэм Сэмуэльсон называет работу музыкантов «пробуждающей сознание», необыкновенно выразительной в своей четкости и лаконичности и технически почти совершенной. Колтрейн находится на пике своих возможностей: с самых первых и до самых последних нот во всех импровизациях он в равной степени демонстрирует продуманность, выверенность, логичность формы и при этом глубокую эмоциональность и «идеализм» – празднование, прославление вещей высшего порядка, – а все остальные музыканты чутко улавливают и подхватывают и стилистические, и духовные посылы лидера. Композиционно “A Love Supreme” представляет собой сюиту, состоящую из четырёх частей: в каждой из них есть внутреннее развитие темы, ведущее к духовному открытию через своеобразную музыкальную медитацию, и при этом все они продолжают одна другую в общем движении. Первая, "Acknowledgement" (признание, осознание), призвана пробудить и освободить мысли и чувства: она начинается со звука гонга и продолжается через многократное повторение мотива из четырех нот, изначально сыгранного на контрабасе – его же в самом конце пропевает Колтрейн, превращая слова “Love Supreme” в основную «мантру» всего произведения. "Resolution" (решимость) – потрясающе красивая пьеса, посвященная внутренней настойчивости, убежденности, которая должна вести нас по новому пути понимания и осознания. "Persuance" (исполнение, преследование, поиск) – это само осуществление поисков истины, индивидуальный «путь очищения», который словно бы проходят все музыканты, – это и самая длинная часть. Наконец, "Psalm" – своего рода инструментально-молитивенный речитатив, или, по словам Колтрейна, «музыкальное повествование», доносящее смысл написанной им поэмы, – знаменует просветление и благодарность. Поэма, названная, как и альбом, “A Love Supreme”, завершает и сопроводительный текст к альбому, который написал Колтрейн, рассказывая о духовном вдохновении и прославляя Бога как воплощение созидающего начала, которое рождает всё самое прекрасное в нашем мире, – как воплощение Love Supreme. С музыкальной точки зрения, хотя временами Колтрейн звучит агрессивно и атонально, “A Love Supreme” не является его самым смелым экспериментом – скорее, именно после этой работы его записи, и особенно «живые», будут с каждым разом становиться в геометрической прогрессии «свободней» от условностей формы и стилей. Зато этот альбом стал его самой совершенной, самой концептуальной, чистой и ясной попыткой воплотить в музыке сам процесс духовного поиска – от момента осознания его необходимости и до обретения искомого смысла – той самой любви к высшему началу. “A Love Supreme” в общей сложности длится чуть более 30 минут – и это идеальное время: музыка не успевает утомить слушателя, не начинает давлеть над ним своими высокими истинами, но успевать увлечь эти поиском и приоткрыть завесу над самым прекрасным, что может ожидать нас на этом пути. Рейтинг “allmusic” и практически всех музыкальных изданий мира – максимальный, в чём бы он ни выражался. Узнайте больше интересного в эссе Жени Гимера: vk.com/wall-43416763_6099! В аудиоподборке – оригинальные треки альбома, а также «живое» исполнение “A Love Supreme” квартетом Колтрейна 26 июля 1965 года на французском фестивале “Antibes Jazz Festival”. В комментариях – альтернативные версии, не вошедшие в оригинальное издание. Композиции: 01. Part 1. "Acknowledgement" – 7:43 02. Part 2. "Resolution" – 7:20 03. Part 3. "Pursuance" – 10:42 04. Part 4. "Psalm" – 7:05 05. Part 1. "Acknowledgement" (live) – 6:12 06. Part 2. "Resolution" (live) – 11:37 07. Part 3. "Pursuance" (live) – 21:31 08. Part 4. "Psalm" (live) – 8:49 09. "Resolution" (альтернативная версия) – 7:24 10. "Resolution" (Breakdown) – 2:13 11. "Acknowledgement" (альтернативная версия 1) – 9:09 12. "Acknowledgement" (альтернативная версия 2) – 9:22 Музыканты: John Coltrane – лидер, сопрано- и тенор-саксофон, вокал, сопроводительный текст McCoy Tyner – фортепиано Jimmy Garrison – контрабас (кроме треков 11-12) Elvin Jones – барабаны (кроме треков 11-12) Archie Shepp – тенор-саксофон (только треки 11-12) Art Davis – контрабас (только треки 11-12) Ольга Дюдина #JohnColtrane #ALoveSupreme #JazzCalendar #OlgaDyudina #JazzAlbums #JazzLegend #9DecemberJazz

Теги других блогов: музыка джаз Джон Колтрейн